Руководство по контролю качества электромонтажных работ

Руководство по контролю качества электромонтажных работРуководство по контролю качества электромонтажных работ.

Руководство по контролю качества электромонтажных работ.

Качество строительной продукции создается на всех этапах ее жизненного цикла: в процессе научного исследования и проектирования, на стадиях изготовления материалов, конструкций и изделий, производства строительно-монтажных работ (СМР), в период эксплуатации построенных объектов.

Электромонтажные работы являются завершающим этапом строительно-монтажного производства, что в значительной степени определяет сроки окончания строительства и качество объекта в целом. Кроме того, от качества выполнения ЭМР в огромной степени зависит безопасность эксплуатации объекта.

Факторы, влияющие на снижение качества СМР и в частности ЭМР, могут быть следующие.

— ошибки в технической документации и проектах.

— низкое качество электротехнических материалов, изделий и электрооборудования.

— несовершенство принятой технологии производства электромонтажных работ.

— низкий уровень квалификации работников.

— плохая организация труда и отсутствие контроля за качеством выполнения операций.

— применение изношенных и неисправных инструментов, приспособлений.

Естественно, что повышение качества продукции не мыслимо без постоянного контроля на всех этапах ее создания: от контроля качества проектной документации и качества поступающих на объект материалов и оборудования, до контроля за соблюдением технологических норм и качеством выполнения каждой операции исполнителями. Контроль качества продукции электромонтажного производства осуществляют органы государственного надзора (Госархстройнадзора, Госэнергонадзора, Госспожнадзора), проектные организации (авторский надзор), заказчик строительства (технический надзор) и, в первую очередь, производственные предприятия и организации, непосредственно выполняющие электромонтажные работы (производственный контроль качества), наладочные предприятия и фирмы, эксплуатационные службы.

Работа по контролю качества организуется и осуществляется на основании директивных актов и нормативных документов.

Нормативными документами, устанавливающими требования к качеству ЭМР, являются: Правила устройства электроустановок ( ПУЭ ), Строительные нормы и правила (СНиП), Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП), Ведомственные строительные нормы (ВСН), Государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), технические условия (ТУ) на изделия и электрооборудование, методические указания и инструкции по выполнению отдельных операций ЭМР и другие документы, утвержденные в установленном порядке.

За последние годы, в связи с ориентацией отечественного строительно-монтажного производства на европейские нормы и стандарты, многие нормативные документы претерпели существенные изменения.

В частности, в электромонтажном производстве, с переходом на стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК), значительно изменились требования ПУЭ . СНиП, СН, Государственных стандартов и, следовательно, других документов. Необходимо отметить, что все изменения направлены на совершенствование электроустановок и требуют резкого повышения качества электромонтажных работ. Указанные обстоятельства вызвали необходимость обобщения этих изменений, разъяснения отдельных положений и требований, разработки новых нормативных документов и рекомендаций и, в частности, написания настоящего руководства для оказания помощи специалистам, занятым производством и контролем качества ЭМР.

Часть I Организация контроля качества и приемки электромонтажных работ.

Глава 1.1. Общие положения.

1.1.1. Контроль качества электромонтажных работ производится с целью выяснения и обеспечения соответствия выполняемых работ и применяемых материалов, изделий, конструкций и аппаратов требованиям нормативных документов.

1.1.2. Эти цели достигаются за счет.

— своевременного выявления, устранения и предупреждения дефектов, брака и нарушений технологии электромонтажных работ, а также причин их возникновения.

— определения соответствия показателей качества электротехнических материалов и выполняемых ЭМР установленным требованиям.

— повышения качества ЭМР, укрепления производственной и технической дисциплины, усиления ответственности работников за обеспечение качества ЭМР.

1.1.3. Контроль качества электротехнических материалов, изделий и выполняемых работ осуществляется путем сплошной или выборочной проверки, вскрытия, в необходимых случаях, ранее выполненных скрытых работ, а также проведения испытаний смонтированных участков электрических сетей и электрооборудования в целях сопоставления с требованиями проекта и нормативных документов.

1.1.4. Контроль качества ЭМР осуществляется.

— представителями органов государственного контроля и надзора.

— представителями вышестоящих организаций заказчика, генподрядчика и субподрядчика, инспектирующими строящийся объект.

— представителями проектных организаций (авторский надзор.

— комплексными комиссиями в составе представителей заказчика, генподрядчика и субподрядчика.

— представителями заказчика (технический надзор за производством ЭМР.

— персоналом субподрядной (электромонтажной) организации (ИТР, непосредственно руководящими производством работ бригадирами и звеньевыми, испытательными лабораториями, а также комиссиями внутреннего контроля, назначенными руководителем подрядной организации.

1.1.5. Контроль качества ЭМР производится.

— персоналом субподрядных организаций — ежедневно.

— представителями заказчика — периодически.

— представителями проектных организаций — в сроки, оговоренные договором на авторский надзор.

— органами государственного надзора — периодически по завершению технологических этапов работ.

1.1.6. На объекте, где производятся ЭМР, надлежит.

— вести общий журнал работ, специальные журналы по отдельным видам работ, перечень которых устанавливается заказчиком по согласованию с генподрядчиком и субподрядной организацией, журнал авторского надзора (при наличии такого надзора.

— составлять акты освидетельствования скрытых работ, протоколы испытаний и опробование систем, сетей и устройств.

— оформлять другую производственную документацию, предусмотренную СНиП и другими нормативными документами.

1.1.7. При контроле и приемке работ проверяются.

— соответствие примененных материалов и изделий требованиям проекта, ГОСТ, СНиП, ПУЭ . ТУ.

— соответствие состава и объема выполненных ЭМР проекту.

— степень соответствия контролируемых параметров и свойств электротехнических материалов и изделий требованием проекта.

— своевременность и правильность оформления производственной документации.

— устранение недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением СМР.

1.1.8. При выполнении ответственных работ, скрываемых последующими операциями, объем и качество которых не могут быть в дальнейшем проверены визуально, составляют акты освидетельствования скрытых работ (например, на прокладку кабеля в траншее, монтаж электродов заземления). Качество выполнения таких работ удостоверяется представителями монтажной организации и технического надзора заказчика.

1.1.9. При подготовке законченных монтажом электроустановок к сдаче в эксплуатацию руководствуются требованиями СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»; правилами выполнения пусконаладочных работ, изложенными в СНиП 3.05.06-85 ; нормами приемо-сдаточных испытаний, установленных РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования.

1.1.10. Перед включением электроустановок под напряжение и сдачей в эксплуатацию производят проверку правильности выполненных ЭМР и проверку сохранности и готовности электрооборудования к нормальной работе.

1.1.11. Электромонтажные организации при сдаче в эксплуатацию законченных монтажом электроустановок оформляют приемо-сдаточную документацию в соответствии с требованиями «Инструкции по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам» ( ВСН 123-90 /Минмонтажспецстрой) и передают ее генподрядчику для предъявления рабочей комиссии.

1.1.12. Пусконаладочные организации, выполняющие комплекс работ, включающий проверку, настройку и испытания электрооборудования с целью обеспечения электрических параметров и режимов, заданных проектом, оформляют и передают приемо-сдаточную документацию в соответствии с требованиями РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования» и эксплуатационную документацию предприятий-изготовителей электрооборудования.

1.1.13. Пусконаладочные работы осуществляются в четыре этапа в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-85.

Глава 1.2. Государственный надзор за качеством производства электромонтажных работ.

1.2.1. Право проведения государственного надзора имеют органы.

— Государственного архитектурно-строительного надзора России (Госархстройнадзора России.

— Государственного энергетического надзора России (Госэнергонадзора России.

— Государственного пожарного надзора России (Госпожнадзора России.

1.2.2. Надзор за качеством электромонтажных работ государственными надзорными органами осуществляется.

— в период производства работ.

— при сдаче объекта в эксплуатацию.

— на этапе утверждения проектной документации.

— при сдаче объекта в эксплуатацию.

При этом, главные задачи Госэнергонадзора — качество выполнения работ по учету электроэнергии и мерах по ее сбережению, а также выполнение требований электробезопасности.

— на этапе выдачи технических условий на проектирование и утверждения строительной документации.

— на этапе сдачи объекта в эксплуатацию.

1.2.3. Органы государственного надзора осуществляют свои надзорные функции в соответствии с утвержденными положениями.

Государственный архитектурно-строительный надзор.

1.2.4. Государственный архитектурно-строительный надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, от 13.12.1991 № 4.

1.2.5. Госархстройнадзор, представленный инспекциями соответствующих уровней, (главная инспекция Госархстройнадзора России, инспекциями соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга, инспекции органов управления городов и районов) осуществляет выборочные проверки качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности объектов.

1.2.6. Главными задачами инспекции Госархстройнадзора России является обеспечение участниками строительства.

— соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий, конструкций требованиям нормативной и проектной документации.

— организационно-правового порядка осуществления строительства на всех стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

1.2.7. Инспекции Госархстройнадзора выполняют следующие функции.

— осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов РФ по капитальному строительству вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства.

— производят выборочные проверки качества строительства объектов, производимых строительных материалов, изделий и конструкций.

— выдают разрешение на производство строительно-монтажных работ.

— осуществляют надзор за работой технических комиссий по расследованию причин аварий.

1.2.8. Проверки качества СМР инспекциями Госархстройнадзора производятся.

— согласно планам выборочных проверок.

— в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций.

— по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика, других органов (внеплановые проверки.

1.2.9. Проверку качества выполнения СМР на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителей технического надзора заказчика, службы производственного контроля подрядной организации и при наличии на объекте авторского надзора.

1.2.10. Предписания органов Госархстройнадзора являются обязательными для исполнения строительными (монтажными) организациями и финансирующими банками и могут быть обжалованы в установленном порядке через органы Государственного арбитража или через суд.

Государственный энергетический надзор.

1.2.11. Государственный энергетический надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938.

1.2.12. Госэнергонадзор входит в систему Министерства топлива и энергетики РФ и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции.

1.2.13. Основной задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных, сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.

1.2.14. Органы и учреждения Госэнергонадзора осуществляют надзор за.

— проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации; разработки, проектирования, изготовления, накладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования.

— обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций.

— соблюдением организациями правил устройства электрических установок, правил эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом.

— организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

— проведения организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования.

— эффективностью использования средств федерального бюджета, направленных на цели энергосбережения.

1.2.15. Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право.

— давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электроустановок, правил эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции.

— требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представить иную опасность для человека.

— осуществлять контроль за своевременной проверкой знаний персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации.

— давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знаний правил техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.

— принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

— осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок.

— давать организациям предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.

— проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.

— беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

1.2.16. Органы и учреждения Госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами.

— участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг.

— участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использовании нефтепродуктов в пределах полномочий, представляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

— организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее шести тысяч тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

— выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий.

— заключают договоры с юридическими и физическими лицами.

— осуществляют научно-техническую и информационную деятельность.

— разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.

1.2.17. Органы и учреждения Госэнергонадзора имеют право.

— получать необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора.

— привлекать по согласованию с руководителями организации специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора и составления экспертных заключений.