Руководство по контролю качества электромонтажных работ

  • автор:

Руководство по контролю качества электромонтажных работРуководство по контролю качества электромонтажных работ.

Руководство по контролю качества электромонтажных работ.

Качество строительной продукции создается на всех этапах ее жизненного цикла: в процессе научного исследования и проектирования, на стадиях изготовления материалов, конструкций и изделий, производства строительно-монтажных работ (СМР), в период эксплуатации построенных объектов.

Электромонтажные работы являются завершающим этапом строительно-монтажного производства, что в значительной степени определяет сроки окончания строительства и качество объекта в целом. Кроме того, от качества выполнения ЭМР в огромной степени зависит безопасность эксплуатации объекта.

Факторы, влияющие на снижение качества СМР и в частности ЭМР, могут быть следующие.

— ошибки в технической документации и проектах.

— низкое качество электротехнических материалов, изделий и электрооборудования.

— несовершенство принятой технологии производства электромонтажных работ.

— низкий уровень квалификации работников.

— плохая организация труда и отсутствие контроля за качеством выполнения операций.

— применение изношенных и неисправных инструментов, приспособлений.

Естественно, что повышение качества продукции не мыслимо без постоянного контроля на всех этапах ее создания: от контроля качества проектной документации и качества поступающих на объект материалов и оборудования, до контроля за соблюдением технологических норм и качеством выполнения каждой операции исполнителями. Контроль качества продукции электромонтажного производства осуществляют органы государственного надзора (Госархстройнадзора, Госэнергонадзора, Госспожнадзора), проектные организации (авторский надзор), заказчик строительства (технический надзор) и, в первую очередь, производственные предприятия и организации, непосредственно выполняющие электромонтажные работы (производственный контроль качества), наладочные предприятия и фирмы, эксплуатационные службы.

Работа по контролю качества организуется и осуществляется на основании директивных актов и нормативных документов.

Нормативными документами, устанавливающими требования к качеству ЭМР, являются: Правила устройства электроустановок ( ПУЭ ), Строительные нормы и правила (СНиП), Правила эксплуатации электроустановок потребителей (ПЭЭП), Ведомственные строительные нормы (ВСН), Государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), технические условия (ТУ) на изделия и электрооборудование, методические указания и инструкции по выполнению отдельных операций ЭМР и другие документы, утвержденные в установленном порядке.

За последние годы, в связи с ориентацией отечественного строительно-монтажного производства на европейские нормы и стандарты, многие нормативные документы претерпели существенные изменения.

В частности, в электромонтажном производстве, с переходом на стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК), значительно изменились требования ПУЭ . СНиП, СН, Государственных стандартов и, следовательно, других документов. Необходимо отметить, что все изменения направлены на совершенствование электроустановок и требуют резкого повышения качества электромонтажных работ. Указанные обстоятельства вызвали необходимость обобщения этих изменений, разъяснения отдельных положений и требований, разработки новых нормативных документов и рекомендаций и, в частности, написания настоящего руководства для оказания помощи специалистам, занятым производством и контролем качества ЭМР.

Часть I Организация контроля качества и приемки электромонтажных работ.

Глава 1.1. Общие положения.

1.1.1. Контроль качества электромонтажных работ производится с целью выяснения и обеспечения соответствия выполняемых работ и применяемых материалов, изделий, конструкций и аппаратов требованиям нормативных документов.

1.1.2. Эти цели достигаются за счет.

— своевременного выявления, устранения и предупреждения дефектов, брака и нарушений технологии электромонтажных работ, а также причин их возникновения.

— определения соответствия показателей качества электротехнических материалов и выполняемых ЭМР установленным требованиям.

— повышения качества ЭМР, укрепления производственной и технической дисциплины, усиления ответственности работников за обеспечение качества ЭМР.

1.1.3. Контроль качества электротехнических материалов, изделий и выполняемых работ осуществляется путем сплошной или выборочной проверки, вскрытия, в необходимых случаях, ранее выполненных скрытых работ, а также проведения испытаний смонтированных участков электрических сетей и электрооборудования в целях сопоставления с требованиями проекта и нормативных документов.

1.1.4. Контроль качества ЭМР осуществляется.

— представителями органов государственного контроля и надзора.

— представителями вышестоящих организаций заказчика, генподрядчика и субподрядчика, инспектирующими строящийся объект.

— представителями проектных организаций (авторский надзор.

— комплексными комиссиями в составе представителей заказчика, генподрядчика и субподрядчика.

— представителями заказчика (технический надзор за производством ЭМР.

— персоналом субподрядной (электромонтажной) организации (ИТР, непосредственно руководящими производством работ бригадирами и звеньевыми, испытательными лабораториями, а также комиссиями внутреннего контроля, назначенными руководителем подрядной организации.

1.1.5. Контроль качества ЭМР производится.

— персоналом субподрядных организаций — ежедневно.

— представителями заказчика — периодически.

— представителями проектных организаций — в сроки, оговоренные договором на авторский надзор.

— органами государственного надзора — периодически по завершению технологических этапов работ.

1.1.6. На объекте, где производятся ЭМР, надлежит.

— вести общий журнал работ, специальные журналы по отдельным видам работ, перечень которых устанавливается заказчиком по согласованию с генподрядчиком и субподрядной организацией, журнал авторского надзора (при наличии такого надзора.

— составлять акты освидетельствования скрытых работ, протоколы испытаний и опробование систем, сетей и устройств.

— оформлять другую производственную документацию, предусмотренную СНиП и другими нормативными документами.

1.1.7. При контроле и приемке работ проверяются.

— соответствие примененных материалов и изделий требованиям проекта, ГОСТ, СНиП, ПУЭ . ТУ.

— соответствие состава и объема выполненных ЭМР проекту.

— степень соответствия контролируемых параметров и свойств электротехнических материалов и изделий требованием проекта.

— своевременность и правильность оформления производственной документации.

— устранение недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением СМР.

1.1.8. При выполнении ответственных работ, скрываемых последующими операциями, объем и качество которых не могут быть в дальнейшем проверены визуально, составляют акты освидетельствования скрытых работ (например, на прокладку кабеля в траншее, монтаж электродов заземления). Качество выполнения таких работ удостоверяется представителями монтажной организации и технического надзора заказчика.

1.1.9. При подготовке законченных монтажом электроустановок к сдаче в эксплуатацию руководствуются требованиями СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»; правилами выполнения пусконаладочных работ, изложенными в СНиП 3.05.06-85 ; нормами приемо-сдаточных испытаний, установленных РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования.

1.1.10. Перед включением электроустановок под напряжение и сдачей в эксплуатацию производят проверку правильности выполненных ЭМР и проверку сохранности и готовности электрооборудования к нормальной работе.

1.1.11. Электромонтажные организации при сдаче в эксплуатацию законченных монтажом электроустановок оформляют приемо-сдаточную документацию в соответствии с требованиями «Инструкции по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам» ( ВСН 123-90 /Минмонтажспецстрой) и передают ее генподрядчику для предъявления рабочей комиссии.

1.1.12. Пусконаладочные организации, выполняющие комплекс работ, включающий проверку, настройку и испытания электрооборудования с целью обеспечения электрических параметров и режимов, заданных проектом, оформляют и передают приемо-сдаточную документацию в соответствии с требованиями РД 34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования» и эксплуатационную документацию предприятий-изготовителей электрооборудования.

1.1.13. Пусконаладочные работы осуществляются в четыре этапа в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-85.

Глава 1.2. Государственный надзор за качеством производства электромонтажных работ.

1.2.1. Право проведения государственного надзора имеют органы.

— Государственного архитектурно-строительного надзора России (Госархстройнадзора России.

— Государственного энергетического надзора России (Госэнергонадзора России.

— Государственного пожарного надзора России (Госпожнадзора России.

1.2.2. Надзор за качеством электромонтажных работ государственными надзорными органами осуществляется.

— в период производства работ.

— при сдаче объекта в эксплуатацию.

— на этапе утверждения проектной документации.

— при сдаче объекта в эксплуатацию.

При этом, главные задачи Госэнергонадзора — качество выполнения работ по учету электроэнергии и мерах по ее сбережению, а также выполнение требований электробезопасности.

— на этапе выдачи технических условий на проектирование и утверждения строительной документации.

— на этапе сдачи объекта в эксплуатацию.

1.2.3. Органы государственного надзора осуществляют свои надзорные функции в соответствии с утвержденными положениями.

Государственный архитектурно-строительный надзор.

1.2.4. Государственный архитектурно-строительный надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, от 13.12.1991 № 4.

1.2.5. Госархстройнадзор, представленный инспекциями соответствующих уровней, (главная инспекция Госархстройнадзора России, инспекциями соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также городов Москвы и Санкт-Петербурга, инспекции органов управления городов и районов) осуществляет выборочные проверки качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности объектов.

1.2.6. Главными задачами инспекции Госархстройнадзора России является обеспечение участниками строительства.

— соответствия возводимых зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий, конструкций требованиям нормативной и проектной документации.

— организационно-правового порядка осуществления строительства на всех стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

1.2.7. Инспекции Госархстройнадзора выполняют следующие функции.

— осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов РФ по капитальному строительству вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства.

— производят выборочные проверки качества строительства объектов, производимых строительных материалов, изделий и конструкций.

— выдают разрешение на производство строительно-монтажных работ.

— осуществляют надзор за работой технических комиссий по расследованию причин аварий.

1.2.8. Проверки качества СМР инспекциями Госархстройнадзора производятся.

— согласно планам выборочных проверок.

— в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций.

— по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика, других органов (внеплановые проверки.

1.2.9. Проверку качества выполнения СМР на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителей технического надзора заказчика, службы производственного контроля подрядной организации и при наличии на объекте авторского надзора.

1.2.10. Предписания органов Госархстройнадзора являются обязательными для исполнения строительными (монтажными) организациями и финансирующими банками и могут быть обжалованы в установленном порядке через органы Государственного арбитража или через суд.

Государственный энергетический надзор.

1.2.11. Государственный энергетический надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938.

1.2.12. Госэнергонадзор входит в систему Министерства топлива и энергетики РФ и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции.

1.2.13. Основной задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных, сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.

1.2.14. Органы и учреждения Госэнергонадзора осуществляют надзор за.

— проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации; разработки, проектирования, изготовления, накладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования.

— обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций.

— соблюдением организациями правил устройства электрических установок, правил эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом.

— организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.

— проведения организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования.

— эффективностью использования средств федерального бюджета, направленных на цели энергосбережения.

1.2.15. Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право.

— давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электроустановок, правил эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции.

— требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представить иную опасность для человека.

— осуществлять контроль за своевременной проверкой знаний персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации.

— давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знаний правил техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.

— принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

— осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок.

— давать организациям предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.

— проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.

— беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

1.2.16. Органы и учреждения Госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами.

— участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг.

— участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использовании нефтепродуктов в пределах полномочий, представляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

— организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее шести тысяч тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

— выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий.

— заключают договоры с юридическими и физическими лицами.

— осуществляют научно-техническую и информационную деятельность.

— разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.

1.2.17. Органы и учреждения Госэнергонадзора имеют право.

— получать необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора.

— привлекать по согласованию с руководителями организации специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора и составления экспертных заключений.