Система отопления, кондиционирования и вентиляции салона автомобиля DAEWOO NEXIA

  • автор:

Система отопления, кондиционирования и вентиляции салона автомобиля DAEWOO NEXIAАвтомобиль DAEWOO NEXIA.

Система отопления, кондиционирования и вентиляции салона автомобиля DAEWOO NEXIA.

Особенности устройства системы отопления, кондиционирования и вентиляции салона автомобиля DAEWOO NEXIA.

Система отопления, кондиционирования и вентиляции автомобиля DAEWOO NEXIA, которой оснащен автомобиль DAEWOO NEXIA, обеспечивает комфортные условия в салоне при любой погоде. Для того чтобы система могла нагревать или охлаждать воздух, двигатель автомобиля должен работать. Система вентиляции салона автомобиля DAEWOO NEXIA приточно-вытяжного типа. Блок системы отопления, кондиционирования и вентиляции автомобиля DAEWOO NEXIA показан на рис.1.

Рис.1. Блок системы отопления, кондиционирования и вентиляции автомобиля DAEWOO NEXIA (вид со снятой панелью приборов): 1- короб подачи воздуха к соплам обдува ветрового стекла; 2- короб подачи воздуха к левому вентиляционному соплу; 3- центральный верхний воздуховод; 4- короб подачи воздуха к соплам обдува ветрового стекла; 5- короб подачи воздуха к правому вентиляционному соплу; 6- механизм привода заслонок распределения воздушных потоков; 7- пневмошланги управления заслонками воздушных потоков; 8- рычаг привода заслонки регулировки температуры; 9- блок испарителя кондиционера; 10- корпус климатического блока.

Воздухозаборник расположен в коробе перед ветровым стеклом. Приток воздуха происходит через воздухозаборник за счет напора встречного потока и принудительно при включении электрического вентилятора 6 (рис.2) системы отопления, кондиционирования и вентиляции.

Рис.2. Схема движения воздуха в блоке отопления и кондиционирования воздуха автомобиля DAEWOO NEXIA: 1- заслонка отопитель/обдув стекол; 2- верхняя заслонка распределения воздуха; 3- теплообменник отопителя; 4- заслонка регулятора температуры воздуха; 5- теплообменник испарителя кондиционера; 6- электродвигатель вентилятора (электропривод нагнетателя); 7- входная заслонка; 8- нижняя заслонка распределения воздуха; 9- воздуховод кондиционера; 10- сопла обдува ветрового стекла; 11- сопло обдува боковых стекол; А- положение заслонки для подачи воздуха из салона; В- положение заслонки для подачи наружного воздуха.

Вы можете отрегулировать направление потоков воздуха, поступающих в салон из центральных и боковых вентиляционных решеток. Направьте воздух в желаемом направлении, перемещая рычажки дефлекторов влево-вправо или вверх-вниз. Боковые вентиляционные решетки можно открывать и закрывать с помощью регуляторов, расположенных рядом с ними. Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлекторы с клапанами, которые установлены в нижней части задних дверей. Из полостей задних дверей воздух выходит через торцовые вентиляционные отверстия. На автомобиле DAEWOO NEXIA управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха при выполнении функции обогрева и вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, а также обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера выполнены в одном блоке. Схема движения воздуха в блоке отопления и кондиционирования воздуха показана на рис.2. Основные узлы отопителя: — теплообменник (радиатор) отопителя 3 (см. рис.2), предназначенный для нагрева поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости.

— вентилятор (нагнетатель) с электрическим приводом 6, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера; — заслонка 4 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон, от изменения положения которой зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника (заслонка расположена в блоке отопления и кондиционирования воздуха); — заслонки 1,2 и 8 распределения воздуха, поступающего в салон из отопителя по воздуховодам отопителя или для обдува ветрового стекла (заслонки расположены в блоке отопления и кондиционирования воздуха.

Рис.3. Панель управления отоплением и кондиционированием воздуха: 1- рукоятка переключателя режимов работы вентилятора; 2- кнопка выключателя режима рециркуляции воздуха; 3- кнопка выключателя кондиционера; 4- рукоятка регулятора распределения потоков воздуха; 5- Рукоятка регулятора температуры воздуха.

На рис.3 показана панель управления отоплением и кондиционированием воздуха в салоне автомобиля, установленная на консоли панели приборов. Переключатель режимов вентилятора 1 (рис.3) работает независимо от положения регуляторов распределения воздуха и температуры и управляет скоростью вентилятора, изменяя напряжение в цепи питания электродвигателя. Регулятор распределения воздуха 4 управляет заслонками отопителя посредством пневмопривода, а регулятор температуры 5 связан с заслонкой тросом. Рециркуляцией воздуха управляет выключатель 2.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Следует помнить, что длительное использование системы рециркуляции приводит к накоплению в салоне автомобиля продуктов дыхания и дискомфортному состоянию пассажиров. Поэтому рекомендуется включать режим рециркуляции только в случае необходимости, например при движении по местности с задымленной или загрязненной атмосферой. Как только необходимость изоляции салона автомобиля от атмосферы отпадет, выключите режим рециркуляции. Не следует применять режим рециркуляции в холодную погоду во избежание конденсации влаги и образования льда на стеклах окон.

Системой кондиционирования воздуха управляют расположенным на панели выключателем 3. ПРИМЕЧАНИЕ: Кондиционер не включается, если переключатель режимов работы вентилятора установлен в положение 0 (вентилятор выключен). Это предусмотрено конструкцией и не является признаком неисправности.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение. Поэтому все работы связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При выполнение работ своими силами принимайте меры предосторожности. Работайте в защитных очках.

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис.4.

Рис.4. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха автомобиля DAEWOO NEXIA: 1- участок трубопровода высокого давления; 2- конденсор (радиатор кондиционера); 3- вентилятор конденсора (радиатора кондиционера); 4- участок трубопровода низкого давления; 5- компрессор кондиционера; 6- сервисный клапан линии низкого давления; 7- ресивер; 8- вентилятор отопителя; 9- испаритель; 10- дроссельный патрубок; 11- сервисный клапан линии высокого давления; 12- комбинированный датчик давления.

В систему кондиционирования воздуха входят следующие элементы. Компрессор с ременным приводом от шкива коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроено фрикционное электромагнитное сцепление, отключающее вал компрессора от шкива или соединяющее их при работе кондиционера по сигналу электронного блока управления двигателем. При работе компрессор сжимает пары хладагента, поступающие к нему из теплообменника испарителя, до высокого давления. Температура паров хладагента на выходе компрессора значительно выше, чем на входе.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Во время включения кондиционера раздается щелчок — это муфта под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода и начинает вращаться ротор компрессора. Это происходит в том случае, если система исправна. Но в процессе эксплуатации кондиционера может возникнуть несколько вариантов неисправностей компрессора. 1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, нагревается или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае: — если привод муфты выполнен отдельным ремнем, снимите его. После этого можно ехать на сервис для замены подшипника. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или составляющих ее частей; — если привод муфты выполнен от общего ремня привода вспомогательных агрегатов, то, возможно, предусмотрена другая схема разводки ремня (в обход муфты компрессора). В случае удачного обходного маневра можно ехать на замену подшипника. Если обойти муфту компрессора не удается, то каким-то образом (возможно, на буксире или на эвакуаторе) надо добираться до сервисного центра и менять подшипник. 2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможно следующие неполадки: — произошла утечка хладагента, и электрическая схема управления блокирует включение компрессора; — датчик давления в системе вышел из строя; — нарушена электросхема управления; — Сгорела катушка электромагнитной муфты; — блок управления двигателем по какой-либо причине заблокировал включение компрессора. 3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера раздаются явные посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, компрессор заклинило. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить. 4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора. А охлаждения воздуха в салоне нет. Возможно, компрессор работает вхолостую. В этом случае определить неисправность может только опытный специалист при наличии контрольно-диагностического оборудования.

Редукционный клапан. Он встроен в компрессор и выполняет защитную функцию, срабатывая при повышении давления на выходе компрессора более допустимого значения. Причиной срабатывания редукционного клапана может быть отказ выключателя высокого давления, электрического вентилятора и т.п. Конденсор (радиатор кондиционера), расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя и имеющий змеевик с развитым оребрением для быстрой конденсации паров сжатого компрессором хладагента и отвода выделяющегося при этом тепла. Вентилятор расположен перед конденсором (радиатором кондиционера). При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания вентилятора, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы. Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды с высоким давлением. Это может привести к повреждению тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем этого хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги, а трубки у него очень тонкие. В большинстве случаев при эксплуатации автомобиля в большом городе конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии конденсор потерял герметичность, то ремонтировать его не имеет смысла.Даже если мастеру аргоновой сварки удастся заварить повреждение, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-30 атм. Кроме того, следует помнить, что трубка конденсора имеет сложную структуру: вдоль она разделена перегородками на каналы. И велика вероятность. что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно при стоянии в пробках и в жаркую погоду. Помимо прочего, после каждого эксперимента с заваркой конденсора нужно будет оплатить сварку, монтаж-демонтаж конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый, правда, вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей. Дроссельный патрубок с сетчатым фильтром установлен в трубопроводе, подводящем жидкий хладагент к теплообменнику испарителя. Дроссельное отверстие в патрубке ограничивает расход жидкого хладагента и снижает давление в испарителе. После остановки двигателя жидкий хладагент продолжает некоторое время перетекать через дроссельный патрубок из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Протекание жидкости через дроссельное отверстие сопровождается характерным шипящим звуком, который прослушивается в течение 30-60 с после остановки двигателя и не свидетельствует о неисправности.

ПРИМЕЧАНИЕ: Так выглядит дроссель: 1-сетка фильтра; 2-трубка с калиброванным отверстием; 3-уплотнительное кольцо круглого сечения; 4-сетка для разбрызгивания хладагента. Перед установкой проверяйте состояние сетчатого фильтра, уплотнительного кольца и сетки разбрызгивания хладагента. Устанавливая дроссель в патрубок, обратите внимание на направление стрелки на корпусе, она должна указывать направление к теплообменнику испарителя. При установке нового дросселя ставьте дроссель того же цвета, что был первоначально. У дросселей других цветов разные диаметры отверстия трубки, поэтому их применение может сказаться на эффективности работы кондиционера. На фото для сравнения показан дроссель (черного цвета), который надо заменить. также необходимо отметить, что такое состояние сетки фильтра является первым признаком разрушения деталей компрессора.

Теплообменник испарителя. Жидкий хладагент из теплообменника конденсора через дроссельный патрубок поступает в теплообменник испарителя, расположенный в блоке отопителя. В испарителе жидкость переходит в газообразное состояние, поглащая тепло. Влага, содержащаяся в воздухе, поступающем к испарителю, конденсируется на нем, стекает с испарителя и удаляется из блока отопителя. Из теплообменника испарителя газообразный хладагент с примесью небольшого количества жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла поступает в ресивер, который подключен к выходному трубопроводу испарителя. Датчик электронного термостата закреплен на поверхности испарителя. Термостат контролирует температуру выходящего из испарителя воздуха и при снижении температуры ниже точки обмерзания подает в блок управления двигателем сигнал для выключения компрессора кондиционера — происходит оттаивание испарителя. ПРИМЕЧАНИЕ: При охлаждении проходящего через испаритель воздуха происходит конденсация содержащихся в нем водяных паров. Конденсат через дренажную трубку, расположенную в нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды. Это является косвенным признаком исправности системы кондиционирования. ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной грязи и пыли. Этот слой является прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент включения кондиционера и во влажную погоду. Чтобы максимально уменьшить риск возникновения этой проблемы, необходимо при покупке автомобиля провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами и регулярно прочищать дренажную трубку. Если запах все же появится, следует обратиться в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить. Ресивер. В нижней части корпуса ресивера находится емкость с поглотителем паров воды из паров хладагента, которые, освобождаясь от влаги через специальное отверстие в заборной трубе, смешиваются с холодильным маслом. В верхней части корпуса ресивера расположены штуцера для присоединения трубопроводов и сервисный клапан низкого давления (указан стрелкой), закрытый резьбовым колпачком для предохранения от попадания грязи для подключения диагностического и заправочного оборудования. Ресивер неремонтопригоден и должен быть заменен только в сборе. Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы изготовлены из алюминиевых сплавов. Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках имеют гибкие вставки из синтетических материалов. В местах соединения отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. На трубопроводе высокого давления расположены сервисный клапан для подключения диагностического и заправочного оборудования и датчик давления. Клапан закрыт резьбовым колпачком для предохранения от попадания грязи. Датчик давления комбинированного типа принудительно отключает коипрессор кондиционера при падении (не более 1,7 кгс/см2) давления (разгерметизации системы) и при аварийном повышении давления в системе (не менее 27 кгс/см2) с целью защиты компрессора от перегрузок. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Все работы по ремонту системы кондиционирования следует выполнять только при полностью разряженной системе. Систему рекомендуется разряжать и заряжать хладагентом на специализированных сервисах по обслуживанию систем кондиционорования. При разъединении трубопроводов сразу же закрывайте их отверстия любым доступным способом во избежание попадания грязи и влаги. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемыми моментами. Слабая или излишне сильная затяжка приведет к утечке хладагента. Система кондиционирования заправлена хладагентом R134a. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло PAG для смазки компрессора.